Интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) значительно повысила качество образования и позволила многим образовательным учреждениям предоставлять образовательные услуги на новом уровне.
Новаторской формой ИКТ является дистанционное обучение – удаленное обучение, основанное на взаимодействии учителя и учащихся и реализуемое с помощью интернет-технологий.
Дистанционное обучение включает в себя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. учебным материалам. Хорошо спланированное и грамотно организованное дистанционное обучение повышает качество знаний: способствует лучшему усвоению материала, повышает мотивацию к учебе, к поиску нового, нужного и интересного.
Удаленное обучение также понимается как инновационный метод трансформации и поддержки классического метода обучения с целью повышения эффективности учебного процесса .
Безусловно, введение дистанционного обучения в образовательный процесс имеет много преимуществ.
Но есть ли недостатки? В первую очередь, отсутствие сети Интернет негативно влияет на весь учебный процесс, особенно во время выполнения тестовых заданий, консультаций с преподавателем, онлайн-конференций, групповых онлайн-дискуссий, проектов и чтения онлайн-ресурсов. Более того, полное отсутствие живого общения также вызывает беспокойство. Реальное взаимодействие и невербальная коммуникация помогают передать исинное отношение к какому-либо вопросу и быть более понятным собеседнику. Кроме того, посещая занятия, учащиеся становятся более ответственными и организованными.
Как альтернативу рассмотрим смешанное обучение. Данная модель обучения совмещает традиционные методы и дистанционное обучение. Удобство и гибкость удаленного обучения дополняется непосредственно живым контактом с педагогом и группой. Использование смешанного обучения подразумевает интеграцию онлайн-контента в программу обучения. Учебная онлайн-программа не заменяет, а дополняет основные занятия. Различают четыре модели смешанного обучения:
1. Обучение в присутствии преподавателя (face-to-face driver model): в процессе занятия педагог объясняет учебный материал с помощью электронных устройств.
2. Модель ротации/чередования (rotation model): учащиеся обучаются удаленно по индивидуальному плану, а также посещают занятия в классе.
3. Флекс-модель (flex model): обучение удаленно, учащиеся получают весь учебный материал онлайн и при необходимости встречаются с педагогом для консультации.
4. Обучение онлайн (online driver): весь курс обучения и преподавание ведется дистанционно, возможны консультации с педагогом, если это необходимо.
5. Модель личного общения (Labs): программа обучения обеспечивается онлайн, но учащиеся обязаны посещать занятия в классе и принимать участие в совместной работе.
6. Самообучение (self-blend): учащиеся учатся по своему индивидуальному графику [6].
Преимущества смешанного обучения – это, с одной стороны, гибкий график, онлайн-консультации и доступ к онлайн-ресурсам, с другой стороны, возможность реально взаимодействовать с педагогами и сокурсниками. Данная модель обучения дисциплинирует также и преподавателей, так как они обязаны следить за прогрессом учащегося как в классе, так и дистанционно. Более того, при живом общении педагогам легче найти индивидуальный подход к обучающимся, определить их способности и готовность трудиться. Все это помогает оценить работу учащихся наиболее объективно и справедливо.
(по материалам статьи Е.В. Вознесенской «Дистанционное обучение и современные тенденции в образовательном пространстве» ).
мастер-класс: https://disk.yandex.ru/d/MnYm8v-nz-_uxA
Комментариев нет:
Отправить комментарий